Остальное - достаточно традиционное для курдских "линкоров пустыни". Две башни для ведения огня одновременно в двух направлениях и ДО, в котором прорезано по четыре амбразуры на борт, через которые ведется огонь "бортстрелками". Кажется, что они стреляют, скорее, на подавление - исполняя обязанности активной противогранатометной защиты. Хотя бы потому, что РПГ-7 и аналогов в регионе, похоже, как грязи - а промахнуться в борт по такой машине трудно Ну вот, подавляют желание у гранатометчиков высовываться.
икс файл
Вообще же, по ср. с ранними образцами виден серьезный прогресс. Миностойкость задней части машины обеспечивается V-образностью нижней части корпуса, переднюю часть тоже как смогли сделали - так что вполне повоюют. Кстати: судя по тому, что в последнее время миностойкости техники стали уделять больше внимания - можно сказать, что дела у ИГИЛ идут так себе. В смысле, курды наступают, раз их ИГИЛовские мины стали сильно волновать. Пока в обороне сидели - проблемы не было. Но это так, к вопросу о косвенных уликах.
икс файл
надпись на капоте внушает, да.
икс файл
Во время панической эвакуации из Дюнкерка (а потом и из Греции) английские войска побросали преизрядное количество очень даже неплохих полноприводных грузовиков Bedford. Немцы, знатные трофейщики и кулибины, поначалу использовали их традиционным способом, в качестве грузовиков, но когда в воздухе отчетливо запахло жареным - чья-то голова с перепугу родила идею о превращении хороших таких грузовиков в БТРы. Дабы послать из на фронт, который сильно трещит - авось, да поможет врагов одолеть..
икс файл
И что бы вы думали? Так-таки забронировали, установив корпус довольно интересной и рациональной формы (какой - подробно можно посмотреть кликнув по рисунку слева) - и послали. Правда, не на Восточный, там и так была та еще мясорубка к середине 1943 года, - усугублять проблемы еще и разнородным парком техники не стали, - а на южный, в смысле, в Италию. Там и потеплее (меньше проблем с непривычными к морозам машинами), и напряженность боев поменьше.
Да и со снегом на полуострове напряженка, а уж про страшное слово "rasputiza" в Италиях отродясь не слыхивали. Так что изрядно потяжелевшие после бронировки автомобили имели все шансы успешно повоевать, а не бесславно сгинуть в луже у деревни Gad'ukino. Причем, высвободив известное количество "родных" БТРов для восточного фронта.
икс файл
В общем, сначала известное количество попало в итальянскую армию, по принципу "на тебе боже, что нам не гоже", причем итальянцы установив на них 20-мм зенитки Skotti получили, на мой взгляд, достаточно серьезную многоцелевую машину. Учитывая распространенность в армиях союзников всякой легкобронированной техники - 20-мм скорострелка могла оказаться на диво эффективным оружием при встрече с подобными машинами. Как зенитка даже сомневаюсь, что полезнее была бы...
икс файл
Впрочем, как известно, итальянцы оказались морально нестойкими и очень быстро решили, что в "последний и решительный" им идти ну никак неинтересно, тем более, что в злодеяниях гитлеровцев они почти и не замазаны, и третьего сентября 1943 года - Италия замирилсь с Антигитлеровской коалицией. "Ах так!", сказали немцы, - и оккупировали Италию, заодно отобрав у итальянских военных все подарки. Делать им было нечего, с ними и мириться-то никто не хотел, так что машинки поставили в свой строй и продолжили воевать.
икс файл
Пушек, однако, на всех не хватало, поэтому значительная часть машина получила пулеметные спарки из двух MG-34 или MG-42, с которыми и была зачислена в охрану аэродромов. С одной стороны, как квазизенитка трассерами супостата пугать, а с другой стороны - от всяких там партизан, коих в Северной Италии расплодилось немеряно, и которые все норовили самолетики поломать.
Тем не менее, в конце 1944 года оборона немцев в Северной Италии рухнула под ударами союзников с одной стороны (они таки форсировали реку По) и партизан, сотворивших в тылах полный хаос - с другой. Поэтому уцелевшие броневички были вынуждены вместе с остатками не попавших в плен войск группы "Ц" отступать к Берлину.
икс файл
И вот в Берлине-то им и пришлось пойти таки в последний и уже совершенно безнадежный бой, в котором они, по большей части, и кончились. Причем, как я понимаю, кончились весьма радикально, ни одной послевоенной фотографии мне при всем старании обнаружить так и не удалось.
икс файл
Итак, традиционные что, где и когда, желательно с подробностями. "Узнавать" машину не торопитесь, именно в этом ракурсе видны некоторые отличительные особенности.
икс файл
Честно говоря, даже не знаю, что на сей раз сказать. С одной стороны, все правильно, это новозеландская версия бобромобиля, LP2 New Zealand Beaverette, - но вот насчет незначительного улучшения относительно исходной английской модели - у меня серьезнейшие и обоснованные сомнения. Дело в том, что данная конкретная версия броневичка построена на очень даже полноприводном шасси.
Да и то сказать, время у новозеландцев было. Война на Тихом Океане разворачивалась с некоторым отставанием от европейского графика, так что до такого хоумгварда они дозрели только по итогам разгромного для США 1942 года, когда японцы достигли пика своих завоеваний, и уже начали поглядывать не только на мелкие острова и островные государства, но и на более крупную дичь. Новозеландцы с австралийцами и напряглись поэтому.
Но, американцы сделали неожиданный "ход конем"*, спутав японцам все карты, и хоумгвардовские поделки новозеландцев, австралийцев и канадцев так и не понадобились.
икс файл
Строительство импровизированной бронетехники в Югославии имеет глубокие исторические корни. Вот, к примеру, БТР производства Словении образца 1943 года, построенный на базе грузовика OM Taurus путем обшития его броней. Конечно, от подвижности у грузовика остались слезы, зато и шальные пули национальным гвардейцам не грозили.
P.S. судя по форме - это бывшие партизаны-националисты, но уже после того, как к гитлеровцам служить пошли, против коммунистов.
икс файл
Вот вы будете смеяться, но это одна из первых дистанционно-управляемых систем разминирования, да еще и сделанная англичанами, буквально, на коленке. Дело было в Северной Африке, в Тунисе, где англичанам пришлось в 1943 году штурмовать свою же оборонительную систему линию Mareth. Захватившие ее в 1940 году немцы прекрасно использовали укрепления против бывших владельцев, да еще минных полей накидали без счета. А самое неприятное - непонятно, где они их накидали.
И тут англичане проявили солдатскую смекалку, изготовив на коленке обнаружитель минных полей из грузовика Бедфорд (по-моему?). Два бетонных (бочки залили цементом, как я понимаю) ролика с шипами впереди должны были подрывать мины, а некоторое количество брони защищало машину от повреждений. Дальше начинается сомнительное...
Машину эту называют телеуправляемой, а применение описывают как самостоятельное движение вперед до первого подрыва, после чего машину останавливают и вручную отводят назад, а вскрытую минную позицию расчищают обычные саперы. Нет, в принципе выдергивать длинной веревкой какую-нибудь вставку из цепи зажигания ползущей на первой передаче машины можно, но как-то я с трудом себе это представляю.
Да и бронебудка изо всех сил намекает на человекоуправляемость минного трала, надо сказать.
икс файл
Бедный FIAT 1100, как бедолага не развалился? Это я в том смысле, что с таким количеством железа, - этот автомобильчик в любом случае мог передвигаться разве что на первой передаче, "медленно и печально", потому что двигатель в 1089 кубиков выдавал всего 38 л.с. на максимальных оборотах. Понятно, конечно, что не от хорошей жизни и избытка бронетехники "итальянская социальная республика" пользовалась в боях таким вот броневичком, пока его не захватили наступающие англо-американцы. И, разумеется, это была, скорее, передвижная пулеметная точка, ведь в ближний бой на нем явно не сунешься, - так, пострелять издали, не дергаясь от ружейно-пулеметного ответного огня, да и все.
икс файл
ДНР
икс файл
Долго смотрел на этот бронетрактор, захваченный на базе ИГИЛ, где их производят, и решил, что в данном случае мы имеем дело с БТРом, а не с самоходной бомбой. В этой мысли меня укрепили следующие моменты: трактора имеют просторные ДО, в бортах которого прорезаны амбразуры для ведения огня. Сверху над ДО установлена закрытая развитым щитком турель пулемета. При водителе, пулеметчике и двух стрелках в ДО загрузить значимое количество взрывчатки просто технически некуда. И это еще не всё.
икс файл
Посмотрите, сколько у машины лючков и откидных элементов бронирования для обслуживания двигателя, колес и других элементов трактора. Совершенно понятно, что нет никакой причины так усложнять конструкцию одноразовой "торпеды", которой надо один раз дотащиться куда велели и там разлететься на куски. Так что, вместе аккуратным исполнением светотехники я бы сделал ставку на то, что перед нами нормальный боевой бронетрактор. В смысле, не одноразовый.
икс файл
Или даже бронетракторы. Посмотрите, там еще один впереди, оранжевого(?!) цвета. Еще аккуратнее исполнен, с усилением бронирования где возможно, а главное - аккуратно окрашен, даже с какими-то художественными элементами. Одноразовое так вряд ли будут красить. Цвет, конечно, смущает - какой-то он не очень маскировочный, а с другой стороны он и для бомбы не слишком полезен.
икс файл
вид спереди, жалюзи радиатора открыты
икс файл
Интересное решение придумали иракские мастера сварки, болгарки и автогена. Найдя на свалке, оставшейся после разгрома саддамовской армии два (не меньше двух) разбитых ПУ ЗРК Квадрат (на шасси ГМ-578) они решили, что негоже пропадать бронированным гусеничным машинам с опорно-поворотными устройствами, на которые можно поставить чего-нибудь попроще, чем ненужные против ИГИЛ ЗУР. Ну и взгромоздили на них по три пусковые трубы под уже привычные ~300-мм ракеты Vulcan. Трубы - тоже, уже привычным образом - закрыли железными коробами, которые защищают ракеты как от шальных пуль, так и от бешеного тамошнего солнца, которое может, при случае вызвать произвольный запуск или подрыв ракет.
икс файл
Кроме того, как я понимаю, эти машины предполагается использовать в относительно ближнем бою, для чего их бронирование (чисто символическое, чего уж там) усилено дополнительными накладным элементами. Толщину я не могу отсюда прикинуть - миллиметров 10, наверное - вместе с основной броней от пуль стрелковки и небольших минометных осколков должно защитить, особенно нижнюю часть борта, где с броней совсем плохо.
икс файл
Результат... Результат, знаете ли, совсем неплох. Машина, способная выехать "по азимуту" на прямую наводку и не боясь ружейно-пулеметного огня (крупнокалиберных пулеметов, полагаю, боится) врезать 300-мм ракетами с пары-тройки километров (а может и чуть дальше, чтобы ПТУРом не достали) - штука полезная. Особенно, в рассуждении "штурма города из пустыни". В принципе даже, если стрелять не торопясь - а в ближнем тылу отстрелявшуюся машину заряжать, наоборот, торопясь 0 то можно создать такое постоянное огневое давление на противника. Под которым оказывать какое-то вменяемое сопротивление сложно. В общем, две таких "четвертьбуратины" получились.
икс файл
еще одно фото, вместе со странной самоходкой на базе МТЛБ
икс файл
Слабость японского бронестроения времен Второй Мировой стала уже притчей во языцах. Гомеопатические дозы танков и бронемашин еще как-то помогали против китайцев и всяких филиппинцев, у которых бронетехники было еще меньше, но во второй половине войны, столкнувшись с американской и британской промышленными империями, японцы осознали, что пушной зверь рядом ходит. Совсем. Но, поскольку жить хотелось всем, - то проблему все и решали, как умели. Вот, к примеру: на территории нынешнего Вьетнама в 1944 году японскими солдатами была создана такая вот бронемашина неизвестных ТТХ. Но с очень и очень рациональными углами наклона бронирования.
Хотя, конечно, погоды она не сделала, но некоторым японцам жизнь, наверняка продлила.
икс файл
Дело было уже в Европе, и конец итальянского фашизма был виден невооруженным глазом, но это же не повод помирать?
Вот, и из имевшейся в наличии машины Camionetta Desertica 42 неизвестными умельцами был изготовлен полноценный БТР.
Даже про пулеметную установку в лобовом листе бронекорпуса не забыли, воюй себе на здоровье, но...
И это "но" преследует по всем рассказам об итальянской технике Второй мировой. Околоштучные на фоне выпуска промышленной продукции и вооружения союзниками количества. Хуже того, именно такой вариант БТРа = как бы не уникален совсем.
икс файл
Если бы меня попросили назвать назвать самый красивый БТР или БА периода Второй Мировой - я бы, наверное, отдал пальму первенства вот этому итальянскому бронированному грузовику Lancia 3ro. Посомневался бы, конечно, у испанцев тоже имеются достойные кандидатуры, но итальянец симпатичнее, на мой вкус. Тем более, что и вооружение у него не подкачало.
икс файл
озданный в 1944 году для вооружения фашистской партийной (не армейской) бригады “Benito Mussolini” из города Lucca (что в Тоскане), переименованной в 1945 году в “Natale Piacentini”, - БТР представлял собой вышеупомянутый грузовик с пятицилиндровым(!) дизелем, прикрытый 9-мм броней, из которой был склёпан бронекорпус очень изысканной формы (на фотографиях модели можно рассмотреть). Особенно умиляют аэродинамические изыски: заостренная передняя часть и сужение сзади - тем более, что максимальная скорость грузовика не превышала 32км/ч, а под броней - хорошо если 25-30, и то под горку.
Но, несмотря на эти странности, машинка вышла небезинтересной. Мощное грузовое шасси позволило разместить башню с неплохой 20-мм пушкой Scotti 20/77, плюс еще целых три(!) пулемета. Впереди устанавливался 8-мм танковый пулемет Breda Machine Gun, Model 38, а по бортам, в шаровых установках еще два пулемета Breda M37 (более ранняя "пехотная" модель, отличающаяся большими габаритами и жесткой лентой-обоймой вместо магазина с пружинным подавателем). Все это великолепие обслуживалось экипажем из шести(!) человек - водитель, три пулеметчика, наводчик пушки и заряжающий при орудии. Кто из них командовал - даже не знаю, всем работы хватает, по-моему.
Мало того, в машину помещалось еще полтора десятка человек спешиваемого десанта, так что общая начинка броневика составляла 21 персону. Тоже рекорд для Второй Мировой, не так ли?
Но и это еще не все! Посмотрите на предыдущие две фотографии внимательно! Нет, вовсе не сено и не оливки в прицепе у Lancia 3ro, прицеп-то тоже бронирован, и смотровые щели с бойницами налицо (и там еще надо десятка полтора солдат посчитать, наверное?)! Так что в данном случае мы имеем не просто "автострадного агрессора", но целый "автострадный бронепоезд", с экипажем из целого взвода - явление для Второй Мировой, по-моему, уникальное! Машина применялась для борьбы с партизанами (при этом ее "автострадность", проистекающая из никакой проходимости неполноприводого броневика со смешным клиренсом мешала несильно), а самым ярким эпизодом в карьере стало участие в попытке бегства Муссолини, когда он таки попался в руки к партизанам, давно мечтавшим его пристрелить.
Поле этого машина еще некоторое время служила в национальной гвардии, после чего, к сожалению, канула в Лету...
икс файл
Нет, это не импровизированная бронеплощадка, из останков легкого танка М5, как мне показалось при взгляде на маленькую превьюшку. У машины вполне себе нормальный гусеничный ход. Но это и не новодел кустарей-реконструкторов, а вполне серьезная боевая машина, возможно, даже и с боевым прошлым.
На фотографии представлен танк, прикрытый дополнительным бронированием и оснащенный удлиненными воздуховодами, для осуществления десантирования с глубины около 2-2.5 метров (чтобы десантный кораблик на мель не сел)
Конструкция труб вполне традиционная (+ они же крупно), ничего особенного, а вот ходовая часть закрыта довольно нетипичной "юбкой". Плюс подвеска для дополнительного оборудования на передней части машины, - а в итоге совершенно невероятных, "орковских", очертаний машина.
икс файл
Если про большие броневики, построенные французским Резистансом в ла-Рошели под носом у немецких оккупантов писано уже много где и неоднократно, то про их младших собратьев, легкие разведывательные броневики, названные в честь погибшего в концлагерях французского патриота по имени Joseph Camaret, бывшего до войны руководителем верфей (его именем потом еще и судно назвали), известно немного.
Как и старшие собратья, эти импровизированные броневики были начаты изготовлением еще при немцах, а чтобы укрыть бронекомплекты от глаз оккупантов - плоские бронелисты были скрыты в бортах ....катафалков, беспрепятственно разъезжавших по городу. Вскрывать стенки похоронных фургонов, постоянно мелькавших перед глазами нацистам в голову не пришло.
икс файл
Ну и напрасно им это в голову не пришло, надо признать. Хотя, с другой стороны, немцам-то с этими броневичками столкнуться почти не пришлось, а вот их французским пособникам-коллаборационистам довелось, ага. Потому, что сразу же после того, как немцы отошли под натиском союзнического десанта - катафалки моментально раскурочили и натянули бронекорпуса на две стареньких машинки Simca 5, французских версий Fiat Topolino, причем для придания им большей боевой живучести пожертвовали скоростью и комфортом. Вместо родных пневматических - машинки обули в старинные колеса с литыми резиновыми шинами. Да, трясет на брусчатке, да, проходимость на грунте никакая - зато и на пули таким шинам, в общем-то, наплевать.
Так вот, собрали партизаны свои броневички, и поехали на них остатки нацистской заразы зачищать-выжигать.
икс файл
Причем, прошу обратить внимание, именно выжигать. Вооружение машины состояло из одного пулемета, который мог переставляться в одну из амбразур и огнемета, находящегося в распоряжении водителя. Вывести трубку огнеметного сопла перед рулем несложно, в отличие от размещения казенной части пулемета. Заодно и решили проблему наведения - поскольку огнемет был закреплен жестко - то и наводить его было удобнее всего водителю, прямо всей машинкой (как водитель что-то видел при рулении - вообще непонятно. Смотровая щель настолько маленькая, что он мог рулить только по памяти на улицах-то). Правда, при такой компоновке капли огнесмеси неминуемо попадали на капот, но это на фоне всего прочего уже мелочи, тем более, что это вряд ли был напалм - скорее всего относительно быстро и безвредно прогоравший на металле бензин или керосин.
икс файл
Что еще надо отметить: опознавательный знак на машинки нанесен сверху, и неспроста. Главной угрозой для таких машинок были вовсе не немцы с пособниками, - легкую-то стрелковку машинки держали. Главной опасностью были самолеты союзников, которые увидев незнакомый силуэт - запросто могли сначала расстрелять неизвестно чей броневик, и только потом начать выяснять в чем было дело. А от скорострельных пушек и крупнокалиберных пулеметов броня легких броневичков бы уже не спасла. Так что главное было - летчиков предупредить. Причем, судя по событиям новейших времен - скорее, американских, чем английских. У американцев что-то замечена привычка пулять во все непонятное без раздумий... Англичане, повоевавшие в Ираке могут об этом много нарассказывать.
В настоящее время один из двух малых броневиков Joseph Camaret (уже на более-менее современной резине) экспонируется в музее Alcide d'Orbigny города ла-Рошель.
икс файл
Помимо широко разрекламированного (и как бы не построенного в десятках реплик) бронеавтомобиля "Кубус", польские повстанцы в 1944 году изготовили, как минимум, еще один экземпляр бронемашины, который использовался в боях с немецкими оккупантами. Правда, фантазии и самостоятельности в дизайне у этой машины, очевидным образом, гораздо меньше - и не случайно.
икс файл
В отличие от Кубуса тут фантазия ограничивалась имеющимся бронекорпусом. Да-да, в дело пошел имевшийся в оккупированной Варшаве вполне легальный броневик, не принадлежавший немцам. Как такое могло произойти? Очень просто, на самом деле - это был банковский бронеавтомобиль на шасси Шевроле, предназначенный для перевозки денег. В качестве транспорта машина немцам не угодила, слишком тяжелая и неуклюжая, а разбирать на ней бронирование - слишком много мороки. Так и оставили ее в покое.
икс файл
Так что, после начала восстания осталось солдатам Армии Крайовой забронировать, фактически, только кабину и капот, - то, чем они были прикрыты по мирному времени в военных условиях не годилось. Поэтому кабину, капот - а заодно и кузов еще раз - обтянули имевшимся железом.
Вряд ли это была специальная броневая сталь, но в два слоя на кузове винтовочную пулю удержать было должно, так что задним ходом можно в бой и на пулеметы подаваться. Без фанатизма, конечно, но можно..
Наибольшим изменениям подверглась верхняя часть кузова. Поскольку, теперь надо было не просто сидеть в коробочке, но и стрелять - вся верхняя часть машины была превращена в сплошную амбразуру, которая прикрывалась, впрочем, металлическими шторками.
Сверху же пришло сделать четырехскатную крышу, чтобы гранаты не задерживаясь скатывались вниз.
К сожалению, как машина зарекомендовала себя в боях сказать затрудняюсь, но вот как все закончилось - можно посмотреть на кликабельной фотографии слева. Чем так могло уконтрапупить многотонную машину? Я бы даже на 150-мм артиллерию не поставил, скорее всего тут поработала немаленькая авиабомба.
Причем, судя по тому, что машина не разрвана на куски - попадание было совсем не прямым, т.е., бомбочку я бы оценил килограммов в 200, чтобы так изящно закинуть броневик между домов.